OSINT (open-source intelligence, OSINT) – это легально полученная информация о деятельности любой компании из открытых и общедоступных источников. Логично предположить, что за сбором информации стоит сильная группа аналитиков, способных выявить значимые закономерности в деятельности интересующих компаний.

Разведка по открытым данным существует с 1941-го года. И началась она в США со Службы мониторинга зарубежных трансляций для изучения иностранных радиопередач. Сотрудники записывали и переводили их, а затем отправляли интересующую военные ведомства информацию в виде еженедельных отчетов. Одним из ярких дел того периода было воссоздание системы электрификации СССР на основе статьи в газете «Правда», в которой была опубликована схема электрификации Свердловской области.

8 марта 2024 года разведывательное сообщество США приняло концепцию развития OSINT, в которой говорится, что это один из приоритетных навыков будущего не только у сотрудников силового блока, но и у многих чиновников, дипломатов и так далее. Для этой цели нужно развивать сотрудничество со стартапами, технологическими компаниями, вузами. И, самое главное, будет уделено огромное внимание специалистам по OSINT.

Исходя из собственной практики OSINT, в 80% случаев открытые источники информации используются компаниями для анализа действий конкурентов. При этом оставшиеся 20% это кейсы по изучению потребительских предпочтений. Почему-то большинство компаний предпочитают скорее платить за исследования своих целевых аудиторий или покупать пакеты Big data, чем использовать более рентабельные методики формирования баз и портретов ЦА.

90% ценнейшей информации практического применения всегда находится в открытом доступе. Однако, проблема подавляющего большинства компаний – это отсутствие специалистов, способных из мозаики разрозненных и фрагментарных данных нарисовать внятную картину о ситуации на рынке. Чтобы воссоздать коммерческую деятельность какой-либо компании нужны эффективные методики. В противном случае – это будет массив несвязанных друг с другом информационных сообщений.

Единой методики OSINT не существует. Каждый специалист, использующий подобный метод сбора (а в лучших случаях анализа) данных, руководствуется своими наработками.

Например, здесь можно ознакомиться с методикой сбора IT-информации из сети Интернет. Автор статьи показывает на примерах какую информацию можно получить, анализируя IP-адреса, домены и поддомены (включая то, что на них опубликовано), DNS-записи (и что интересно историю DNS-записей).

Если вам нужна информация о владельцах сайтов, их местоположении, адресах электронной почты сотрудников, уровне IT-инфраструктуры компании-цели и т.п., то эта статья вам поможет. Среди интересной информации есть возможность обнаружения веб-приложений на поддоменах, которые могут быть новыми/перспективными или закрытыми веб-ресурсами компаний. Отдельно OSINT в Telegram.

Также посредством сети Интернет можно отследить коммерческую активность компании. Это особенно информативно, если такой мониторинг носит систематический характер и осуществляется на протяжении длительного времени. Отслеживаются публикации новостей, пресс-релизов, файлов с отчётами и исследованиями и пр. Это ложится в основу отчётов о деятельности на рынке интересующей вас компании, безусловно такая информация нуждается в грамотной систематизации (есть у автора статьи).

Если такой мониторинг объединить с наблюдениями за веб-ресурсами, публикующими вакансии и резюме, то будут видны карьеры многих сотрудников. По собственной практике смело скажу, что можно воссоздать реальное штатное расписание практически любой компании с затратами на персонал, налогами, бонусами и штрафами. Таким образом, можно воссоздать ФОТ, мотивацию, KPI и др.

Также будет интересна информация об участии компании-цели в закупках не только для других организаций, но и для собственных нужд. Любопытная информация размещена на сайтах, публикующих итоги рассмотрения дел в судах различных инстанций, которая также имеется в открытом доступе. В описательной части судебных решений есть точная фактическая информация.

Кстати, местоположение компании, а точнее здание и/или арендодатель, могут подсказать расходы на содержание офиса. Если вы понимаете затраты на ФОТ и на офис, то у вас уже есть половина картины затратной части компании-цели. Остался маркетинговый бюджет. Но и его можно подсчитать с помощью сравнительного анализа аналогичных рекламных компаний независимо от того - где они проводятся онлайн или офлайн. Поскольку метод OSINT используется в кабинетных маркетинговых исследованиях.

Популярность набирает технология ADINT, которая позволяет получать частичный портрет пользователя (пол, возраст, город проживания, интересы и т.п.) за счет анализа данных, привязанных к его личному рекламному идентификатору в различных системах. Однако ключевой особенностью ADINT является возможность отслеживания перемещений пользователя по всему миру, используя для этого возможности геотаргетированной рекламы.

По сути, это современная радиоэлектронная разведка. Только вместо привычного нам передающего устройства мы здесь получаем уникальные идентификаторы, которые связываются через рекламные профили, собираемые крупнейшими IT-компаниями мира. Коротко можно сказать, что ADINT (advertising intelligence — рекламный интеллект) — это разведка по рекламным модулям.

Сотрудники консалтинговой компании «Константа плюс» для воссоздания бизнес-моделей компаний используют шаблон, предложенный Александром Остервальдером и Ивом Пинье, а также собственных наработок в области исследования корпоративной культуры и конфликтов внутри компаний.

Источник: Gazeta.ru. Habr.ru, сайт сообщества разведок США, данные консультанта Ильи Тишкина, кейсы консалтинговой компании «Константа плюс»

Материалы по теме:

Утечка коммерческой информации в цифрах

12 типов корпоративной культуры

Когда бенчмаркинг становится эффективным?