Социальные предприниматели заботятся о людях и помогают в решении социальных проблем. В отличие от традиционного бизнеса, они направляют свой доход на улучшение ситуации вокруг, то есть для улучшения качества жизни или решения социальных проблем.

Но всё же это бизнес. А значит, он должен приносить прибыль. В социальном предпринимательстве очень важно найти баланс между реальной помощью (собственно то, ради чего и начинался проект) и коммерцией.

Источником финансирования социального предпринимательства может являться корпоративный или государственный грант. Но грантовая поддержка часто имеет лишь разовый характер. Лишенный финансовой и/или ресурсной поддержки проект социального предпринимательства эффективно не работает и остается только декларацией благородных стремлений.

В основе устойчивости действительно эффективных проектов социального предпринимательства лежит гибридная ресурсная модель, которая помогает сочетать традиционные методы ведения бизнеса и принятую на себя социальную ответственность. Вот несколько примеров, когда бизнес эффективно работает с социальной направленностью.

1. Обучение, трудоустройство, профориентация

Одним из самых популярных в России видов социального предпринимательства – это трудоустройство и профориентация социально незащищенных групп населения. Именно такой способ один из самых эффективных и действенных в качестве помощи.

«Через трудоустройство проявляются таланты людей. То есть ограничения становятся возможностями. И через трудоустройство можно человека вытащить из той сложной ситуации, в которой он находился. Помочь ему почувствовать себя таким же членом общества, как и все. И это самое ценное. Это то, что не всегда может сделать традиционная благотворительность», - считает Екатерина Халецкая директор Impact Hub Moscow

2. Коллаборация с крупными предприятиями

Сегодняшние организации больше не оцениваются строго по их финансовым показателям, качеству продукции или услуг. Рынку и регуляторам важно, как компании относятся к клиентам и сотрудникам, и как они влияют на общество в целом. Поэтому корпорации часто объединяются с социальными предпринимателями.

Американский исследователь Джеф Фромм совместно с Boston Consulting Group (BCG) выяснил, что миллениалы более восприимчивы к маркетингу, чем предыдущие поколения. И почти половина из них готовы совершить покупку в поддержку какого-то дела. Даже если товар социального предпринимателя будет стоить дороже конкурентов, миллиниалы готовы будут проголосовать за него кошельком. Главное – убедить их в важности целей и задач, которые выполняет компания.

Если компании нужна общественная эмпатия, скорее всего, она готова будет поддержать социальный проект. Причем, такая практика закономерна не только для зарубежных коммерческих организаций, но и для российских компаний. 

Положительная репутация – не единственный стимул для коммерческих организаций поддерживать соцпроекты. Ведь другим мощным драйвером для таких компаний является возможность расширения базы клиентов и вовлечение в коммуникацию совершенно новой аудитории.

Руководители крупных компаний признают, что социальная ответственность действительно оказывает положительный эффект на деятельность организации в долгосрочной перспективе. С этим согласен генеральный директор компании «Еламед» Максим Панин

3. Коллаборация с государством

На государстве лежит большое количество задач социального характера, с которыми оно не всегда эффективно справляется по ряду причин. Причем не всегда это зависит от финансовой составляющей. Социальный предприниматель может предложить государству решение какой-то конкретной проблемы более выгодным способом с экономической точки зрения. Например, открыть центр для детей с особенностями развития. Во многих регионах нет таких учреждений.

Делегируя предпринимателю задачу по эффективному использованию денежных средств, предназначенных на улучшение качества жизни людей, власти решают не только социальную задачу, но и возвращают часть жителей на рынок труда. Поэтому, есть большая вероятность, что такой социальный проект государство поддержит.

Помимо этого, статус социального предпринимателя может давать и другие возможности. Не стоит забывать, что «мир не без добрых людей» и на практике другие предприниматели всегда поддержат того, кто взял на себя ответственность и начал первый.

4. Будьте технологичными

Работая с ограниченными ресурсами, социальным предпринимателям приходится эффективнее других распоряжаться финансами. Поэтому эксперты советуют внимательно следить за современными технологиями, которые помогут снизить эксплуатационные расходы на продукт.

Сама технология, точнее продукт, созданный на её основе, может являться основой проекта с социальной направленностью. Например, любой веб-сервис по распределению любых ресурсов, в которых есть потребность у целевой аудитории социального предпринимательства.

5. Обращайтесь за поддержкой в сообщества

В некоторых городах сформировались сообщества поддержки социальных предпринимателей. Там не только оценят продукт или идею, но подскажут, как эффективнее построить бизнес-модель, чтобы помогать другим и при этом зарабатывать.

Например, Центр поддержки социальных инноваций и предпринимательства, основной целью которого является создание среды, в которой социальные и экологические проблемы современности решаются предпринимательскими методами, поддерживаем и развиваем сообщество выпускников и экспертов, которые вносят вклад в достижение целей устойчивого развития.

6. Фокусируйтесь на конкретных делах

По наблюдениям экспертов, активнее всего социальное предпринимательство развивается в регионах России. Люди из небольших городов четче видят реальные проблемы и при этом пытаются их урегулировать собственными усилиями, не дожидаясь помощи сверху. Они чаще предлагают местному сообществу востребованные продукты или услуги, которые помогают решить конкретные локальные задачи.

Об этом также говорят реальные кейсы состоявшихся социальных проектов, которые можно посмотреть на сайте Национальной Премии «Гражданская инициатива» Комитета гражданских инициатив во главе с Алексеем Кудриным.

«Чужого горя не бывает» – гражданские инициативы в помощь бездомным, наркозависимым, заключенным, безработным, беспризорникам и т.п. А также действия волонтеров в оказании помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, в поиске пропавших.

«Сохрани жизнь» – гражданские инициативы в организации помощи больным.

«Семья будущего» – инициативы по укреплению престижа и роли семьи в обществе, защите материнства, детства и отцовства.

«Зеленая планета» – гражданские инициативы в области охраны окружающей природной среды и защиты животных.

«Здоровье нации» – гражданские инициативы в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни.

Источники: Национальная премия «Гражданская инициатива» Алексея Кудрина, Forbes.com, WBCMedia.ru, собственные материалы Дарьи Кичигиной.