Один из ТОП-менеджеров большой московской компании, в соответствии с занимаемой должностью, часто выступал перед сотрудниками региональных филиалов. При этом готовить тексты своих публичных выступлений поручал помощнице. Но в подавляющем большинстве случаев речь нашего ТОП-менеджера не имела никакого воздействия на аудиторию, и это при его харизме сильного и властного руководителя, но вот - не работало.

Методика

Итак, мужчина поручал женщине подготовить спич. В решении кейса была рассмотрена разница в гендерной лингвистике. Поскольку мужчина и женщина принадлежат к различным социальным группам и выполняют различные социальные роли, то общество ждет от них определенных моделей речевого поведения.

Мужской тип коммуникации — это менее гибкая, но более динамичная и менее ориентированная на собеседника коммуникация. Наиболее распространенный жанр коммуникации у мужчин — беседа-информация, а у женщин — частная беседа.

Женщины чаще используют обратную связь, поддерживая ее словом «да», которое еще не означает согласие. Как раз это «да» сбивает мужчин, которые часто жалуются, что женщина в процессе беседы все время соглашалась и вдруг в конце заявила противоположное. Женский тип коммуникации более ориентирован на собеседника, на диалог, на подчиненную роль в общении, где мужчина выбирает и меняет тему разговора.

Исследующая речевые стратегии Дебора Таннен в своей книге «Это не то, что я имела в виду! Как стили общения создают или разрушают хорошие отношения» показала, что мужчина и женщина используют язык в различных целях: женщина относится к разговору как к важной части межличностных отношений; мужчина же, напротив, использует разговор, чтобы показать, что он контролирует ситуацию, разговор помогает ему сохранить независимость и обогатить свой статус. Причины этого, по мнению автора, лежат в коммуникативных стилях. Она выделяет две важнейшие их характеристики — вовлеченность и независимость. Мужчина независимы, а женщины вовлечены в коммуникацию, вторичны в ней.

Наблюдения других исследователей позволяют установить, что мужчины восприимчивее к новому в языке, в их речи больше неологизмов, терминов. Речь женщины более нейтральна, статична, в ее лексике чаще встречаются устаревшие слова и обороты. Женская речь гораздо более эмоциональна, что выражайся в более частом употреблении междометий, метафор, сравнений, эпитетов, образных слов. В ее лексиконе больше слов, описывающих чувства, эмоции, психофизиологические состояния. Женщины склонны к употреблению эвфемизмов. Они стараются избегать элементов панибратства, кличек, прозвищ, инвективной лексики.

Результат

Учитывая ярко выраженные гендерные лингвистические различия в стилистике текста, было предложено, либо поручить подготовку докладов другому сотруднику, либо при подготовке текстов помощницей ТОП-менеджера делать существенную поправку на построение текстовых конструкций с учетом гендерной принадлежности своего босса.

Поскольку Заказчиком был выбран последний вариант, то была составлена семантическая карта и часто используемые текстовые «подводки» и речевые обороты, используемые ТОП-менеджером в своих выступлениях на внутренних совещаниях и собраниях.

Мировая практика

За высказанное мнение уважают только мужчин. Об этом говорится в исследовании «The Social Consequences of Voice: An Examination of Voice Type and Gender on Status and Subsequent Leader Emergence», Elisabeth McClean et al. («Academy of Management Journal», 2017).

Как пишет Harvard Business Review: «Одно из явных качеств лидера — умение свободно выражать свое мнение при работе в команде. Сразу два исследования показали: те, кто часто это делает, зарабатывают уважение коллег, повышают свой статус и вырастают в лидеров коллективов. Однако это касается не всех людей и не всех способов выражения мнения. В одном эксперименте участвовали кадеты Военной академии в Вест-Пойнте, работавшие над групповыми проектами, а в другом — волонтеры, которым предложили прослушать записи выступлений разных людей перед коллективом.

Исследователи различали два типа речей: предлагающие новые идеи и «запретительные» (содержавшие критику и изложение проблем) выступления. «В обоих исследованиях мы заметили паттерн, — пишут ученые. — Если что-то предлагал мужчина, участники эксперимента воспринимали это как доказательство его статуса и лидерского потенциала. А если так же выступала женщина, это не давало ей никаких преимуществ в статусе в глазах участников». Запретительное же высказывание не укрепляло, но и не ослабляло положение мужчин и женщин в коллективе. Исследователи утверждают: эти наблюдения проливают новый свет на необъективность и гендерную предвзятость к мнениям людей в коллективе».