Об исследовании:

Для исследования гендерного речевого поведения мы провели ассоциативный эксперимент, где в качестве слов-стимулов были выбраны слова женственность, мужественность, красота, сила, слабость, нежность, надежность, измена, блуд. Было взято 400 испытуемых — 200 девушек и 200 юношей в возрасте от 19 и до 21 года (студенты 3-4 курсов ГОУ ВПО МГПУ ИПССО). В качестве рабочей гипотезы была выдвинута мысль о том, что язык, выполняя кумулятивную функцию, фиксирует в ассоциациях определенные гендерные стереотипы. Цель эксперимента — выявление специфики образов языкового сознания мужчин и женщин — носителей русского языка.

Результаты эксперимента

В результате эксперимента нами было установлено, что в русском языковом сознании лиц обоего пола женственность ассоциируется прежде всего с красотой, нежностью, обаянием, изяществом, грацией.

Женщины, оценивая себя, делают акцент на внутренних, личностных качествах (уточненность, шарм, ум, изысканность, мягкость, мудрость, уравновешенность, неповторимость, вежливость, тактичность и т. п.), в то время как мужчины в большинстве своем оценивают женщин по внешним данным (красота, волосы, ноги, любовь, кровать, секс, глаза, модель, фигура, вуаль).

Женщины более критичны к мужчинам, чем сами они. Мужественность для них не только сила, храбрость, отвага, надежность, бесстрашие, благородство, но и жестокость, война, ложь. Подобные резкие оценки мужественности не характерны для представлений мужчин, в ответах которых не было ни одного слова с негативной окраской, а только такие, как сила, достоинство, выносливость, решительность, уверенность и подобные. Визуальные образы сознания более разнообразны и оригинальны у женщин.

Красота тоже по-разному оценивается мужчиной и женщиной. Если в оценках женщин (привлекательность, женщина, природа, молодость, девушка, женственность и др.) затронут сравнительно широкий спектр объектов, оцениваемых с этой точки зрения, то мужчина чаще всего оценивает конкретную женщину (женщина, девушка, волосы, лицо, тело, формы, индивидуальность).

Силу мужчины оценивают более подробно и тщательно, чем женщины: у них 92 варианта ответов, а у женщин всего 61, большая часть из которых синонимы силы: мощь, мощность, стойкость, здоровье и др.

Таким образом, в эксперименте выявлены значительные различие образов языкового сознания мужчин и женщин.

Общий результат

Результаты исследования позволяют констатировать, что не только женский язык считается маркированным, но и в самой паре противопоставленных слов «мужчина — женщина» слово «женщина» — маркировано. В аналогичных парах при кажущемся равноправии один член всегда воспринимается как более значимый, а второй как производный и маркированный: свет — тьма, день — ночь, мужчина — женщина. Немаркированный член всегда возглавляет пару: жених и невеста, дед и баба. Конечно же, лингвистическая маркированность не может быть признана единственным и решающим аргументом в вопросе отражения тендерных отношений в языке, но мы не можем не видеть в этом культурную традицию, нашедшую отражение в языке.

Кроме того, результаты исследования позволяют составить семантическую карту для подготовки текстовых материалов, например, для интернет-сайтов, ориентированных, например, только на женскую аудиторию. Для работы с аудиторией, в которой присутствуют и мужчины и женщины, внедряется метод чередования смысловых акцентов.

Мировая практика

За высказанное мнение уважают только мужчин. Об этом говорится в исследовании «The Social Consequences of Voice: An Examination of Voice Type and Gender on Status and Subsequent Leader Emergence», Elisabeth McClean et al. («Academy of Management Journal», 2017).

Как пишет Harvard Business Review: «Одно из явных качеств лидера — умение свободно выражать свое мнение при работе в команде. Сразу два исследования показали: те, кто часто это делает, зарабатывают уважение коллег, повышают свой статус и вырастают в лидеров коллективов. Однако это касается не всех людей и не всех способов выражения мнения. В одном эксперименте участвовали кадеты Военной академии в Вест-Пойнте, работавшие над групповыми проектами, а в другом — волонтеры, которым предложили прослушать записи выступлений разных людей перед коллективом.

Исследователи различали два типа речей: предлагающие новые идеи и «запретительные» (содержавшие критику и изложение проблем) выступления. «В обоих исследованиях мы заметили паттерн, — пишут ученые. — Если что-то предлагал мужчина, участники эксперимента воспринимали это как доказательство его статуса и лидерского потенциала. А если так же выступала женщина, это не давало ей никаких преимуществ в статусе в глазах участников». Запретительное же высказывание не укрепляло, но и не ослабляло положение мужчин и женщин в коллективе. Исследователи утверждают: эти наблюдения проливают новый свет на необъективность и гендерную предвзятость к мнениям людей в коллективе».