"Креатив – это умение объединять. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они что-то создали, у них появляется чувство вины, потому что на самом деле, они ничего не сделали, они просто увидели. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют."
Стив Джобс интервью журналу Wired, 1996 год

Креатив – это озарение?

Истории великих открытий изобилуют описанием случаев озарений великих ученых и изобретателей. Исследователь креативности, инноваций и организационному поведению Дэвид Буркус характеризует такие случаи как мифы. «Так сложилось, что нам нравятся истории о прозрениях. Нравится, когда герой в тупике и вдруг ответ к нему приходит сам собой… В наших историях гениальные мысли появляются внезапно…», - пишет Дэвид Буркус в книге «Муза не придет». Именно так истории о великих открытиях доносятся до наших дней.

Однако, новые идеи не рождаются просто так. Внимательное изучение истории изобретений показывает, что для их появления требуется пройти сложный путь, и часто это делает не один человек. Мы хотим верить, что уникальные с виду изобретения и творения принадлежат единственному создателю, которого посетило озарение. Тем не менее, творческие озарения часто происходят именно благодаря предшествующим идеям, знаниям, наработкам.

Прежде чем Архимед крикнул «Эврика!», он должен был знать или вывести формулы, которые позволяли бы ему определить плотность золотой короны по объему вытесненной воды. Упавшее яблоко вряд ли добавило что-то новое к уже сложившемуся у Ньютону представлению о гравитации и лишь подтолкнуло его к разработке соответствующей математической формулы. В историях про внезапное озарение игнорируется проделанный труд на пути к открытию. Без соответствующей подготовки упомянутые Архимед и Ньютон, а также, как мы увидим далее, другие изобретатели и новаторы, вряд ли могли бы извлечь пользу из заурядных случаев.

Примеры неслучайных озарений

В 1928 году Александр Флеминг открыл пенициллин в результате неправильного хранения культур бактерий. В итоге в одну из культур бактерий, случайно, попал плесневый грибок из внешней среды, который оказал бактерицидное действие. Но что позволило Флемингу понять суть происходящего? Здесь важно отметить, что до открытия пенициллина Александр Флеминг уже был известен как автор работ по бактериологии, первые из которых были опубликованы в 1915 году.

Поскольку Флеминг был исследователем, то это позволило ему заметить влияние плесени на разрушение стафилококков. Флемингу удалось выделить активное вещество, разрушающее бактериальные клетки, — пенициллин, работа была опубликована в 1929 году. Но Флеминг не был химиком и не мог получить пенициллин в чистом виде. Его работу продолжили Говард Флори и Эрнст Борис Чейн, разработавшие методы очистки пенициллина. Массовое производство пенициллина было налажено в 1941 году.

В 1877 году Томас Эдисон, работая над улучшением телефона, запел над диафрагмой телефона (тоненькой стальной пластинкой), к которой была припаяна игла. Заметив дрожание иглы, Эдисон решил, что если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по такой записи, то отчего бы пластинке не заговорить? Изобретение было названо фонограф. До этого изобретения Эдисон успел разработать: аэрофон (1860), тикерный аппарат (1869), угольную мембрану для телефона (1870), усовершенствовать телеграф (1873), угольный микрофон (1877).

Что делать с фонографом Эдисон толком не знал, его девизом было: «Не изобретай то, на что нет спроса». Поэтому, записав на цилиндрический металлический валик детскую песенку «У Мери был барашек», продолжил работу по усовершенствованию телефона. Его работу продолжил изобретатель Эмиль Берлинер, который в 1887 году в качестве звуконосителя использовал не валик цилиндрической формы, а плоский диск (будущая грампластинка). Изобретение сегодня известно под названием граммофон. В 1900 году в мире было выпущено 4 млн. грампластинок, а к 1918 году мировые продажи грамм-записей оценивались в 100 млн. единиц.

Что говорит наука?

Психолог Михай Чиксентмихайи изучал мыслительные процессы 91 выдающейся творческой личности. Его интересовали детали появления инсайта. Чиксентмихайи пытался понять – как все эти неординарные люди достигали моментов озарения. Он обнаружил, что творческий процесс у большинства состоял из пяти стадий: подготовки, инкубации (выдержка идеи), инсайта, оценки и совершенствования.

В конце 19 века величайший французский математик Анри Паункаре описывал процесс открытия с помощью следующих этапов: подготовки, инкубации, озарения и проверки. Четыре стадии Пуанкаре очень близки к пяти стадиям Чиксентмихайи. Важным совпадением является период инкубации идеи. Это подтверждает ряд исследований, которые описаны в книге Дэвида Буркуса «Муза не придет» (издательство «Альпина Паблишер», 2015 год, страница 29).

Итак, исследовательским путем доказано, что столкнувшись со сложными задачами, разум оказывается в тупике. Исследователь несколько раз прогоняет мысли по уже знакомым вариантам рассуждений, повторяет уже известные истины, утверждается в негибкости логики рассуждений над избранным вопросом. Но взяв перерыв и сосредоточившись на других вещах, исследователь позволяет разуму освободиться от этой фиксации. Более того, эрудированный мыслитель невольно включает в круг своего подсознания новые и свежие обстоятельства, предлагаемые другой обстановкой.

Довольно часто без подготовки у мозга человека нет достаточного материала для анализа. Само по себе озарение не несет объяснения. «Мифы об озарении не сообщают о том, как генерировать творческие идеи или добиться инновационного прорыва», – пишет Дэвид Буркус. Между озарением и пониманием рациональности идеи проходит время. Например, 20 лет прошло с момента изобретения и внедрения стикеров Post-it, 10 лет прошло с момента разработки первого планшета Apple и его первой презентацией широкой публике.

Креативность – это оригинальность?

Наблюдения доказывают, что в создании нового творения участвует множество людей, которые независимо друг от друга могут работать над одним и тем же объектом. Первый список одновременных изобретений был составлен аж в 1922 году социологами из Колумбийского университета. Список включал 148 научных прорывов, сделанных разными людьми в одно и то же время. Например, Ньютон и Лейбниц одновременно сформулировали теорему математического анализа. Галилей был шестым изобретателем телескопа. Александер Белл и Илайша Грей пришли в патентное ведомство США заявить об изобретении телефона в один день.

Каждый новый этап в развитии технологии заимствует предыдущие достижения. В среде исследователей это называется «комбинационной эволюцией». Каждый новый этап совершенствует предыдущий. Отсюда простой вывод, основанный, если хотите, на статистике – изобретения и инновации это не случайный процесс, более того, это процесс закономерный. Ничто не рождается просто так, это логичное и последовательное развитие и совершенствование знаний.

В одном из телеинтервью режиссёр Марк Захаров рассказывал про своего друга – драматурга Григория Горина. Описывая его талант, Захаров указывал на то, что Горин всегда писал интересные, глубокие и неординарные сценарии, и он, как режиссёр, всегда доверял его чутью – находить актуальный сюжет. Но однажды – не поверил. В 1980 году Горин принес сценарий музыкального спектакля про кошек. Захаров сказал, что таким сюжетом публику не заинтересуешь.

В 1981 году в Лондоне, а в 1982 году в Нью-Йорке был поставлен мюзикл «Кошки» (Cats), который получил премию Лоренса Оливье как лучший новый мюзикл (1981), объездил с гастролями весь мир и идет на сцене до сих пор. Очевидно, что Горин не мог передать сценарий западным коллегам по цеху. Идея пришла к драматургам одновременно.

В 1908 году Генри Форд отвечал в суде за незаконное использование патентов сборки автомобилей. «Я не изобрел ничего нового. Я просто объединил в автомобиле открытия других людей, за которыми были столетия труда… Прогресс происходит, когда все факторы, составляющие его, готовы к использованию – и вот тогда прогресс неизбежен». К слову, речь в суде шла не про конвейер, который до выхода первого Форда «Т» успешно применялся на птицефабриках.

В 1984 году Apple выпустила персональный компьютер Macintosh с графическим интерфейсом. Теперь пользователи использовали вместо командной строки окна с программами и управляли своими действиями с помощью «мыши». В 1985 году появилась похожая операционная система Windows. Стив Джобс обвинил Билла Гейтса в копировании идеи, на что Гейтс напомнил, что ещё в 1979 году корпорация Xerox запустила проект PARC, результатами которого и были создание графического интерфейса и компьютерной мыши. С ходом исследований и разработок были знакомы и Стив Джобс, и Билл Гейтс.

Любая инновация это непрерывный процесс сочетания и преображения идей с целью создания нового изобретения. Происхождение практически любой инновации или творческой работы проследить невозможно, так как исследователи и творцы используют разнообразные источники для своего вдохновения. Очевиден лишь факт того, что новая идея не может зародиться на пустом месте. Для приземления идеи и её дальнейшего рационального использования должны быть знания, которые накапливает не только один человек.

Креатив внутри организаций

Занимаясь творчеством, люди могут использовать лишь те знания, к которым они имеют доступ. Чем больше они открыты для восприятия новых решений и свежих веяний, тем выше их потенциал творческих озарений. Чем больше у людей свободы связывать и сочетать идеи, тем выше вероятность того, что они найдут инновационную комбинацию.

Но в организациях, как правило, доступ к таким идеям ограничивают, уповая на стандартные методики повышения креативности. Идеи держат в секрете из страха, что их украдут конкуренты. Внутри организаций это приводит к тому, что целые отделы прячут информацию или проекты от всей остальной компании.

Методики повышения креативности всего лишь инструмент сочетания и комбинации идей, в том числе своих коллег. Если руководство организации лишает своих сотрудников доступа к корпоративной памяти, свежим наработкам, которые нуждаются в улучшении и адаптации, то, например, мозговой штурм будет проходить на фоне стандартных знаний.

Автор: Илья Тишкин
на основе книги Дэвида Буркуса «Муза не придет» и собственного материала.

Материалы по теме:

Посмотрите также статью «Правда о "Мозговом штурме"». Статья на сайте консалтинговой компании «Константа»

Посмотрите также статью «Как найти союзников?». Статья на сайте консалтинговой компании «Константа»

Посмотрите также статью «Кто заинтересован в ваших идеях!?». Статья на сайте консалтинговой компании «Константа»

«Почему люди с широким кругом интересов вероятнее всего добьются успеха». Источник — Medium.com. Русский резюмированный текст — Rusebase. 19.04.2018.

«Алкоголь помогает в решении креативных задач» Harvard Business Review. 01.08.2018.

«Как рождаются гениальные идеи» Harvard Business Review. 09.10.2018.

«Где искать идеи?» Rusbase.ru. 29.08.2021.