В начале 2005 года Apple продал 300 миллионную композицию через iTunes, а объем общей прибыли интернет-магазина превысил 300 млн. долларов. Ни один из аналогичных западных музыкальных сервисов не смог приблизиться к успеху iTunes. Но в 2006 году появились неожиданные конкуренты в лице двух российских музыкальных интернет-магазинов ALLOFMP3.com и MP3SPY.ru. Автор статьи общался с владельцами обоих веб-сервисов, поэтому информация, изложенная ниже, как говорится – «из первых уст».

ALLOFMP3.com

В России интерес к MР3-музыке стал расти после 2000 года, когда Интернет в стране стал доступен широким слоям населения. Формирование российского рынка цифровой музыки ничем не отличалось от западной модели. Аудиофайлы вначале размещались в виде музыкальных архивов на серверах энтузиастов, затем появились файлообменные сети и сайты, которые играли роль поисковиков ссылок на файлы с музыкальными записями.

В 2000 году, согласно классике жанра, несколько программистов объединили свои музыкальные коллекции в единый MP3-архив, который они разместили по двум веб-адресам: allofmp3.ru и allofmp3.com. Название отражало идею объединения музыкальных коллекций.

Поскольку команда сотрудников сервиса состояла в основном из программистов, то это обеспечило веб-ресурсам наличие всех необходимых программных решения для обработки файлов с музыкой. Пользователям была предложена функция «Online Encoding», с помощью которой можно было выбирать формат и качество композиции. Поскольку война форматов сжатия была в активной фазе, эта функция автоматически расширяла круг пользователей, которые имели возможность получить необходимое расширение файла для любого воспроизводящего устройства. До сентября 2001 года сайт был бесплатным.

Администрация сайта ALLOFMP3.com сразу заметила слабую платежеспособность Интернет-пользователей в России. На тот момент сегмент e-commerce у нас в стране только формировался. Отсутствие платежных инструментов и культуры приобретения товаров через Интернет в России, заставило администрацию сайта ALLOFMP3.com обратить внимание на западный рынок. В странах Европы и в США, где электронная коммерция переживала настоящий бум, оплата через электронные платежные системы уже была широко распространена. Жители западных стран уже были знакомы с понятием онлайн-продаж.

Стратегия захвата платежеспособного сегмента

Стратегия ALLOFMP3.com была ориентирована на охват западной аудитории меломанов. В принципе отечественный веб-сервис изначально создавался по аналогу западных музыкальных Интернет-магазинов. Вначале сайт становится популярным среди американских компьютерщиков, так называемых geeks («чокнутых» компьютерщиков). Причины популярности ALLOFMP3.com просты: удобный сервис и низкая цена.

В среднем стоимость композиции на ALLOFMP3.com составляла $0,11, что было значительно дешевле, чем в других западных музыкальных магазинах, и в том же iTunes Audio Store, где цена за композицию составляла $0,99. Файлы не имели защиты от копирования, что само по себе привлекало внимание меломанов из стран, где неусыпно охраняют авторское право. Именно «чокнутые» компьютерщики, именно они были первооткрывателями российского сайта для западной аудитории.

Но широкую известность в США в Европе, на тот момент времени, ALLOFMP3.com ещё не получил. Удобного сервиса было недостаточно, нужен был большой каталог, т.к. на рынке звукозаписи решающее значение имеет охват потребителей. Нужен был более содержательный каталог.

К 2004 году ALLOFMP3.com постепенно накопил большой каталог, сопоставимый с iTunes. Причем, чтобы соответствовать потребностям западной аудитории, новинки от «Большой тройки» музыкальной индустрии доставлялись на CD-дисках специальным курьером прямо из Лондона («курьер» летал в Лондон каждую неделю по основной работе). Это было связано с тем, что «мировые хиты» доходили до России с опозданием в три-четыре месяца. Чтобы избежать опозданий с размещением новых релизов, все хиты доставлялись в течение трех-четырех дней.

Увеличение каталога ALLOFMP3.com происходило в обход авторских прав, которыми были связаны западные музыкальные Интернет-магазины. Именно большой каталог и низкая цена за файлы с MP3-музыкой обеспечили ALLOFMP3.com уже широкую известность. Что касается Рунета, то ALLOFMP3.com был буквально музыкальным авангардом. Каталог был разнообразнее и интереснее: современная музыка, все хиты, все популярные исполнители. К концу 2004 году ALLOFMP3.com уверенно занимал позиции одного из лидеров российского сегмента цифровой музыки, будучи образцовым на тот момент Интернет-магазином.

MP3SPY.ru

В начале 2004 года открылся ещё один сайт с музыкальным контентом - MP3SPY.ru. С открытием музыкального сайта владельцы явно опоздали. Только горячие оптимисты могли мечтать о популярности веб-ресурса и большом охвате аудитории. Но у владельца MP3SPY.ru была стратегия, которая обеспечила стремительный и устойчивый рост.

С самого начала MP3SPY.ru создавался как платный ресурс по примеру западных аналогов. Первоначальная стратегия заключалась в быстром накоплении музыкальных композиций. Только масштаб гарантировал успех присутствия на рынке. Причем, руководство веб-ресурса ставило перед собой задачу создать одну из самых больших цифровых фонотек в Рунете. И уже в конце года объем каталога MP3SPY.ru был сопоставим с крупнейшими музыкальными каталогами российского сегмента Интернет. Контент набирали не совсем стандартным способом – с помощью программы по поиску файлов в формате MP3 – MP3SPY.

В 1999 году, на волне MР3 бума в США, специалисты компании IGN Entertainment, крупнейшей на тот момент сети Интернет-ресурсов, связанных с компьютерными играми, включая сайт GameSpy.com, создают программу MP3SPY v 1.0. Эта программа была предназначена для поиска музыкальных файлов в формате MР3 в сети Интернет. В ней сочетались эффективная поисковая машина MР3-файлов по серверам во всем мире и поисковик MР3-радиостанций. Руководство компании GameSpy Inc., которая принадлежала IGN, были обеспокоены своим детищем, поскольку уже разгоралась антипиратская кампания, а интеграция «музыкального шпиона» в «шпиона игрового» не планировалась. Самостоятельная программа MP3SPY v 1.0 была выложена в свободном доступе на сайте http://mp3spy.com, а также была доступна для скачивания на некоторых сайтах в Рунете. Поскольку интереса у специалистов она особо не вызывала, а на рынке был много аналогичных программ для поиска MР3-файлов в сети Интернет, про неё забыли. Но не все.

В феврале 2004 года в одном из первых пресс-релизов компании Инфоком, которая владела ресурсом MP3SPY.ru, говорилось, что на сайте: «… действует уникальная поисковая система. Поиск можно осуществлять, задавая название композиции, альбома или имени исполнителя...». В последствие, это будет представлено как поиск по сайту, а его удобство пользователи будут обсуждать на форумах.

Накопление музыкальных записей происходило в большей части с помощью программы MP3SPY. По найденным ссылкам, сотрудниками MP3SPY.ru скачивались файлы, из которых создавалась база на собственных серверах. Но были и другие способы привлечения контента на сайт. Любой пользователь мог разместить файлы с музыкой. Более того, любой пользователь мог сопроводить файл описанием музыкального жанра, выложить биографию исполнителя и т.п. С таким способом накопления музыкального контента мы уже знакомы на примере MР3.com.

Поскольку в Интернете с невероятной скоростью росли музыкальные сайты, то создателям российского музыкального шпиона было, у кого поучиться. Потратив время на изучение не одного десятка сайтов с MР3-музыкой, командой MP3SPY.ru были учтены ошибки своих предшественников. Они заключались в проблеме роста каталога, которые выливались в путаницу при размещении альбомов и, как следствие, осложнении поиска. На музыкальном шпионе это все было реализовано очень аккуратно.

Ещё в самом начале накопления контента, владельцы сайта подумали о его структуризации по жанрам, стилям, исполнителям. Для усиления впечатления большой фонотеки, а также для удобства поиска по жанрам и стилям их число было увеличено путем создания смежных жанров, новых музыкальных направлений, музыкальных сборников и подборок. На сайте были представлены практически все известные музыкальные направления и течения. Структура такого размещения альбомов на сайте была также подсмотрена на сайте MР3.com.

Когда в сентябре 2004 года число треков превысило 400 тысяч, решено было ввести оплату за скачивание музыки. Таким образом, MP3SPY.ru становился музыкальным Интернет-магазином. Были опасения, что большая часть аудитории перестанет посещать ресурс и посещаемость сократится в 10 раз. Но в компании Инфоком также справедливо полагали, что 10% аудитории все равно останутся верны сайту и будут платить за музыку. До введения оплаты ежедневная посещаемость сайта составляла 120 тысяч пользователей, после объявления MP3SPY.ru Интернет-магазином, посещаемость упала до 12 тысяч в день. Но уже через несколько месяцев число пользователей превысило 60 тысяч в день и далее постоянно росло.

Стратегия народного музыкального сервиса

Владелец MP3SPY.ru создавал не просто музыкальный Интернет-магазин – создавалась инфраструктура, которая включала в себя платежную систему с картами экспресс-оплаты, авторское общество, задумывался MP3 со встроенным приложением MP3SPY.ru. Бизнес должен был повторить iTunes.

В 2004 году популярным средством оплаты за мобильную связь, Интернет и ip-телефонию были карты экспресс-оплаты. Широкой популяризации этот способ оплаты обязан салонам сотовой связи, которые были в шаговой доступности практически для каждого жителя крупного населенного пункта. Для оплаты музыкальных файлов, помимо обычных средств оплаты электронными деньгами и кредитными картами, было решено использовать музыкальные карты экспресс-оплаты MP3SPY.ru номиналами 5,10,20 условных единиц. Таким образом, MP3SPY.ru обеспечил себе не только доступный способ оплаты, но и дополнительную рекламу, которой являлись сами карты, расположенные на витрине в прикассовой зоне салонов связи.

С появлением карт экспресс-оплаты в салонах связи на MP3SPY.ru обратили внимание производители MP3-плееров. Карты были отличным подарком к новому MP3-плееру, а пустое железо естественно надо было наполнять музыкальными файлами. Это понимали в компании Инфоком, сотрудники которой в процессе размещения карт экспресс-оплаты в салонах связи интересовались о динамике продаж MP3-плееров. Анализ продаж гаджетов показывал, что в течение всего 2004 года, из квартала в квартал, существенно увеличились продажи MP3-плееров, а в преддверии 2005 года они стали хитом новогодних продаж. Кроме того, на 2005 год были запланированы рекламные и промо-акции со стороны ведущих производителей MP3-плееров. Такая информация была получена от сотрудников салонов сотовой связи.

Были проведены переговоры с рядом производителей MР3-плееров. Оригинальный и современный дизайн сайта, наличие одной из самых больших фонотек, которая привлекала большое число пользователей, максимально возможный охват музыкальных направлений, который сделал сайт «своим» практически в каждой музыкальной тусовке, всё это давало MP3SPY.ru статус музыкального открытия 2004 года.

Компанию Инфоком поддержали производители музыкальных аксессуаров и MP3-плееров в лице российских представительств SONY, Iriver, Creative, Rover Computers. Уже к концу 2004 года на сайте MP3SPY.ru стали еженедельно разыгрываться призы от SONY. А в преддверии Нового года всем покупателям техники Iriver и Rover прилагались подарки в виде музыкальных карт экспресс-оплаты MP3SPY.ru.

В декабре 2004 года компания «МТУ-Интел», которая на тот момент монополист на рынке широкополосного домашнего Интернета, объявила о сотрудничестве с музыкальным порталом MP3SPY.ru в проекте СТРИМ в течение всего 2005 года. К тому времени уже был заключен 100 тысячный контракт с абонентом домашнего Интернета.

В течение 2005 года два российских Интернет-магазина ALLOFMP3.com и MP3SPY.ru нарастили свою долю мирового рынка цифровой музыки до 12% на двоих (у iTunes было 14-16% по разным подсчетам). Посещаемость обоих сайтов превышала 200 тысяч пользователей в день. Совокупное количество платных аккаунтов двух российских музыкальных Интернет-магазинов превысило один миллион. Это не могло не беспокоить Ассоциацию Индустрии Звукозаписи Америки (Recording Industry Association of America - RIAA) и ряд других западных организаций по защите авторских прав.

Прав тот, у кого больше прав

Стратегия RIAA была проста – нейтрализуй лидеров индустрии, т.е. тех, кто может серьезно помешать устоявшемуся бизнесу. Появились первые иски, но российские сайты находились в другой юрисдикции. Россия в том время обсуждала условия вступления в ВТО и речь шла о том, что именно ALLOFMP3.com и MP3SPY.ru являются, естественно не главным, но одним из препятствий на пути к цивилизованному рынку.

"По заявлению американского торгового представителя Сьюзан Шваб, успешному завершению переговоров между США и Россией о вступлении нашей страны в ВТО мешает сайт allofmp3.com и его следует немедленно закрыть. Сайт, зарегистрированный в 2000 году российской компанией "Медиасервисес", предлагает более 850 тыс. музыкальных треков (по $0,15-0,25 за штуку) практически всех известных зарубежных рекорд-лейблов. Ежегодный оборот allofmp3.com, по разным оценкам, составляет $25-30 млн... По оценкам Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), в 2005 году объем продаж музыкальных файлов составил $660 млн. 90% этого рынка контролирует iTunes Music Store, принадлежащий компании Apple, другие сайты, в том числе allofmp3.com, делят остальные $66 млн." Коммерсант 06.10.2006 г.

Интересно, что с точки зрения российского законодательства до сентября 2007 года ALLOFMP3.com и MP3SPY.ru были в правовом поле. А в США и других западных странах они являлись пиратскими ресурсами. Поскольку MP3SPY.ru больше ориентировался на российский рынок, то «славы» флибустьера ему досталось меньше чем ALLOFMP3.com. К тому же MP3SPY.ru продвигал своё авторское общество, но титаны отечественной музыкальной индустрии эту инициативу не поддержали. Авторское общество MP3SPY.ru охватывало молодых музыкантов, в большинстве случаев никому неизвестных.

В 2006 году началось давление на ALLOFMP3.com и MP3SPY.ru. Первым возможным на тот момент шагом, было отключение от электронных платежных систем. Администрация ALLOFMP3.com стала использовать всевозможные обходные пути. Владелец MP3SPY.ru в кратчайшие сроки создал нишевую платежную систему «Музыкальная Карта». Причем с помощью нового средства платежа за MP3-музыку захватил ещё большую долю российского рынка.

ALLOFMP3.com решил использовать антипиратскую риторику в pr-целях. Сайт был на пике популярности, но финансовые вопросы душили Интернет-магазин. Вторая волна правого преследования ALLOFMP3.com привела к штрафам, и административному и уголовному преследованию руководства веб-ресурса. В итоге сайт был закрыт. Каталог Интернет-магазина был разделен на более мелкие сайты-зеркала, которые существуют и по сей день, но уже не могут кардинально изменить расклад сил в музыкальной индустрии.

Владелец MP3SPY.ru вел переговоры с российским представительством Sony Music (оригинал анкеты лейбла есть в распоряжении автора), которые были готовы веб-ресурс, но в итоге стороны не пришли к согласию. После масштабной распродажи MP3SPY.ru закрылся 01 сентября 2007 года, в день, когда вступал в силу антипиратский закон, который, отчасти, был продавлен крупнейшими музыкальными лейблами. На закрытый ресурс ежедневно заходили свыше 10 тысяч пользователей.

Ликвидация двух крупнейших музыкальных Интернет-магазинов не только в России, но и в мире не привела к искоренению пиратства. Оно (пиратство) всегда будет существовать на «бытовом» уровне, в более мелких масштабах. Разве сегодня нельзя скачать пиратский MP3 файл любого исполнителя? Но как только владельцы новых музыкальных проектов решат встать в один ряд с музыкальными гигантами, или хотя бы приблизиться к столу, на котором делят пирог доходов от продажи звукозаписи, их сразу поставят на место. Новые участники бизнеса в музыкальной индустрии не нужны.

Начало статьи здесь.

Автор: Илья Тишкин
на основе собственного материала.

Материалы по теме:

«Винил победил: в США продажи пластинок обогнали цифровые копии. А также - как слушают в России». РБК. 23.03.2018.

«Центы и звуки: как потоковая музыка приносит деньги». Сайт Visualcapitalist.com. 20.12.2019.